melbu (melbu) wrote,
melbu
melbu

Шанхайский метрополитен

По понятным причинам сравнивать метрополитен Шанхая я буду с московским. Не потому, что я больше никакой не видел. Просто именно московский метрополитен сидит у меня в печенках.  Я знаю его практически наизусть, знаю все пересадочные узлы, некоторые станции и ветки построены на моих глазах. То, что я знаю о метрополитене Шанхая, это мой личный довольно короткий опыт.  Три дня использования и всё. Кроме того, в Шанхае, как и вообще в Китае, довольно дешевое такси, в которое я запрыгивал, как только лениво становилось топать до ближайшей станции.

 

Не хочется загромождать пост картинками безумного размера, поэтому просто приведу ссылки на схемы московского и шанхайского метрополитенов.

Если вы не поленились и все-таки открывали хотя бы схему шанхайского метро, то наверно заметили, что структура и размеры метрополитенов вполне сопоставимы. Общее количество станций я не считал, могу сказать, что на кольцевой ветке в Шанхае 26 станций, а в Москве 12.

Есть еще одна немаловажная особенность  - все названия станций имеют названия, как на китайском, так и на английском языках.  Не тупая транскрипция английскими буквами, а полноценные названия. Например: 人民广 для меня называется People's Square Station. Я даже понятие не имею, как это читается на китайском. Название станций дублируется везде, в том числе при объявлении в вагонах. Представьте себя на месте иностранца, которому надо запомнить на слух название станции Petrovsko-Razumovskaya. Надо понимать, что латиница для иностранцев – это почти иероглифы. Если исходить из того, что названия станций это, прежде всего удобство навигации, а не гребаный патриотизм, то названия станций метро должны выбираться таким образом, чтобы помогать ориентироваться в метро, в том числе и иностранцам.

Тоже самое нужно сказать и о ветках. В Шанхае ветки различаются цветом и номерами. В Москве цветом и названиями. Но название «Серпуховско-Темерязевская» - это что-то с чем-то. Когда веток было 5-6, это возможно было удобно, но когда веток 11(+2) такая система уже теряет смысл, потому, что чтобы ей пользоваться, нужно в Москве родиться. 

Новый деловой центр Шанхая – Пудонг начал формироваться с середины 90-х годов. В те времена, когда в Москве случались танки в Пудонге выращивали рис. Сейчас Пудонг известен такими заданиями как телебашня «Восточная жемчужина», «Цзинь Мао» и «Shanghai World Financial Center». А вообще там небоскрёбов дофига. Ну, так вот. Этот район сегодня обслуживают 3 ветки метрополитена, плюс еще одна строится. Теперь посмотрим на район Москва-Сити, который обслуживает аппендикс филёвской ветки с двумя станциями. Если Пудонг является самодостаточной территорией, где решены все проблемы со всей инфраструктурой для всех, кому предстоит там работать, то в Москва-Сити более менее комфортно будет только тем работникам, у которых будет там хотя бы парковочное место. Для остальных это транспортный ад уже сейчас.

Зато в Москве метро красивое. Что есть, то есть. В Шанхае все станции чистенькие, аккуратненькие, с современными интерьерами, но напрочь лишенные какой бы то ни было индивидуальности. Похожи друг на друга как две капли воды. Единственно, в любой момент, будучи в каком угодно состоянии, можно безошибочно определить на какой именно ветке ты сейчас находишься по полоскам соответствующего цвета. Отличия самих станций мне определить не удалось. По планировке и размерам напоминают московские станции «Юго-Западная», «Коломенская» и т.п.

На многих, но не на всех шанхайских станциях применяются двойные двери. В отличии от питерских конструкций, в Шанхае используют металлоконструкции и стекло.



На некоторых станциях Шанхая применяются заграждения высотой 1,6 м.



На некоторых станциях таких конструкций нет вообще.

Перед дверьми в вагоны нанесены вот такие стрелки.



Думаете этим указаниям кто ни будь следует? Хрен два! Как только двери открываются, два патока прут друг на друга стенка на стенку.





Вообще-то китайцы потолкаться любят и в метро и на улице и на дороге. В московском метро рациональной культуры несколько больше.

В вагонах и на станциях тихо. В принципе, все звуки очень похожи на звуки в московском метро, только в разы тише. Не мешают разговаривать совершенно. В основном все объявления (на двух языках) происходят при движении поезда. Каким образом это достигается, я не понял. Кроме двойного остекления в вагонах я ничего не видел. Конструкцию колес и тележек то же видеть не довелось.

Мобильник берет везде.







Китайцы, по моим наблюдениям, специально совмещают трындение по мобильнику с поездкой в метро. На улице перемещение и разговоры по телефону несовместимы. Это связано с некоторыми особенностями уличного движения в Китае. Могут переехать нахрен. Дорожное движение в китайских городах – отдельная тема.

Цена проезда дифференцирована. Минимум 3 Юаня (13,5 рублей), в пределах кольцевой ветки цена поднимается до 4 Юаней (18,5 рублей). Я так понимаю, чем дальше, тем дороже, но лично я дальше не ездил. В Москве цена одной поездки 26 рублей (без малого 6 юаней). Короче, в среднем я думаю в Шанхае не дороже. Наверняка многоразовые проездные снижают стоимость поездки, но я ими не пользовался и точно сказать не могу.

Поездка оплачивается без участия бабушек в окошечках. (Представляю, как бы я с ними разъяснялся.) Все происходит при помощи специального аппарата. Подходишь, выбираешь язык интерфейса, выбираешь станцию назначения, выбираешь, сколько билетов нужно. Затем в автомат нужно запихнуть указанную сумму денег монетами или купюрами, автомат выдаст билеты и отсыплет сдачу.

Билет представляет из себя бесконтактную пластиковую карту. При проходе на станцию его нужно приложить к валидатору. При выходе – засунуть в турникет (одноразовая карта возвратная). Сам турникет – вертушка. Прихлопнуть не норовит, но и услужливо не распахивается.

В принципе у турникетов есть живые люди, у которых можно мальца доплатить, если вдруг маршрут изменился и на этой станции турникет не пропускает.

Навигация в метро Шанхая реально четкая, предсказуемая и предельно лаконичная.



Есть еще одна интересная особенность шанхайского метро. Везде на полу нанесена тактильная разметка. Даже абсолютно слепой человек может безопасно пользоваться метрополитеном.

Из приколов: на станции Hanghou Futbal Stadion нет перехода между  3-й и 8-й линиями, хотя везде на схемах переход обозначен. Есть подозрение, что желтая ветка не подземная, а надземная, точно не уверен, для меня это осталось загадкой.

 

По ощущениям, сами вагоны несколько шире московских. Стоять удобнее. Сиденья жесткие. Весь состав шанхайского метро является единым пространством, можно беспрепятственно пройти через все вагоны.





Реклама в метро естественно имеется. Она демонстрируется либо с ЖК-панелей, либо с подсвеченных планшетов. Это несколько технологичнее московских наклеек. На панелях на станциях в реальном времени отображается информация о прибываемом поезде, в вагонах - о следующей станции. 


Размеры вестибюлей пропорциональны загрузке станций.



Цивилизованно и очень красиво в вестибюлях ведется торговля.









Встречаются и стихийные нелегальные развалы. В этом наши метрополитены побратимы.



Сегодня катался на пекинском метро. Всё практически идентично шанхайскому, только несколько постарше. Немного отличается архитектура станций.

В конце должны быть выводы. Мои выводы следующие:

У московского метрополитена есть некоторые преимущества, а именно: Значительная часть станций очень красивы. Метро работает до часа ночи. Московские пассажиры значительно тактичнее шанхайских. Стоимость проезда в московском метро не дифференцирована, хотя это палка о двух концах.

Недостатки: Ужасная навигация для гостей столицы и особенно для иностранцев. Очень шумное. Практически невозможно пользоваться мобильной связью. Древнейшая система продажи билетов. Не приспособленность метрополитена для инвалидов. Явное отставание от современных требований города.

Пока кропал сею нетленку, наткнулся на схемы планов развития метро Москвы и Шанхая. Посмотрите сами и сделайте выводы.

Предвещая критику, заранее даю справку: Население Шанхая официально насчитывает 18 884 600 человек (по состоянию на 2008 год), а Москва 10 527 000 (по состоянию на май 2009 года). И Шанхай и Пекин в разы древнее Москвы.

Если воспринимать московский метрополитен как памятник истории, то никаких проблем. Если речь идет о транспортной системе современного мегаполиса, то метро Москвы – отсталая дыра.

Мы в дерме дыре, господа.

 

Tags: Китай, Отдых
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments